Министерство образования Республики Беларусь
Управление образования Лидского райисполкома
Государственное учреждение образования
"Средняя школа №9 г.Лиды имени А.В.Ничипорчика"
Консультация для родителей «Профилактика суицидального поведения среди несовершеннолетних»
Суицид - это умышленное, самостоятельное лишение себя жизни. Данное действие не всегда может быть полностью осмысленным. Самым абсурдным и ужасным является суицид, совершенный ребенком. В чем же причина совершения детьми данного шага? Если разобраться в причине, можно предложить эффективную профилактику детского суицида.
Как подрастающее поколение относится к смерти и возможному суициду зависит от возраста. Ребенок старшего дошкольного возраста еще не основательно представляет себе, что такое смерть и то, что явление это необратимое. Чаще всего дети в таком возрасте думают, что после смерти люди продолжают существовать, но лишь в другой форме.
Мышление младшего школьника более конкретно, но магическое представление о смерти все еще сохраняется. Чаще всего дети такого возраста отождествляют смерть с определенным лицом, наделенным мистическими способностями. Не редко мы слышали как дети говорят о данном явлении, как о человеке в черном плаще с косой в руках, также представления детей могут отличаться в связи с культурными особенностями.
В подростковом возрасте у ребенка развивается абстрактное мышление. Подросток воспринимает смерть, как более очевидное явления. Но в данный период развития, индивид часто встречается с темой смерти в фильмах, книгах, новостях, социальных сетях и компьютерных играх. В силу эмоциональной незрелости, по этой причине у подростка складываются неверные установки о том, что такое летальный исход. Зачастую данная тема вызывает у детей на данном периоде развития великий интерес, а стертые рамки реальности, за счет увиденного, могут привести к самоубийству. Чтобы выяснить, что еще может побудить подростка к суициду, рассмотрим особенности психического развития ребенка на данном этапе.
В подростковом возрасте ребенок находится в состоянии между взрослостью и детством, прослеживается сильное желание стать взрослым. Общение со сверстниками становится ведущей деятельностью, на этом этапе происходит формирование навыков социального взаимодействия, в какой-то ситуации ребенок может подчиниться, но в то же время отстаивает свои права. Общение в этот период - самый важный информационный канал. В организме подростка происходят не только психические, но и физические изменения и это объясняет эмоциональную неустойчивость, внезапную перемену настроения.
К началу подростничества у ребенка сформированы определенные привычки, особенности характера, которые зачастую препятствуют появившимся потребностям и желаниям. Эти особенности мешают подростку самоутвердиться, выразить себя и приписываются к недостаткам. Все это делает ребенка раздражительным, нарастает чувство вины за свою несостоятельность. Переходный возраст предусматривает высокую самокритичность, так же ребята в этот период развития в основном неадекватно относятся к критике со стороны взрослых, контроль с их стороны вызывает возмущение и недовольство. Это приводит к ярким вспышкам гнева, ведущим за собой конфликтную ситуацию.
Индивид, находясь на стадии преодоления подросткового возраста, сталкивается со сложностями, поэтому имеет очень шаткое состояние психики, суицидальная активность резко возрастает с 14-15 лет и достигает максимального пика в 16-19 лет. В силу несформированных понятий о смерти, дети воспринимают ее как длительное отсутствие или просто тяжелую болезнь. Они считают, что совершив суицид, они умрут «не до конца» и смогут уклониться от безвыходной, как им кажется, сложившейся жизненной ситуации, а также смогут избежать приближающееся наказание. Самоубийство подростки рассматривают как возможность решения накопившихся проблем, таким способом ребенок может отомстить взрослому за кажущееся недопонимание по отношению к нему.
Уважаемые родители, чтобы предотвратить возможную трагедию в семье, вы должны с особой внимательностью отнестись к воспитанию вашего ребенка в данный период его развития. Предлагаю Вам более подробно ознакомиться с основными мотивами суицидального поведения детей подросткового возраста:
Представляю Вашему вниманию так называемые «знаки», на которые нужно обратить внимание, они могут оказаться индикаторами суицидального поведения. Дети, оказавшись в безвыходной ситуации, могут неосознанно подавать «звоночки» о своих задуманных планах. Чтобы вовремя оказать помощь своему ребенку и не допустить трагедию. Будьте очень внимательны к этим «звоночкам»:
- ребенок высказывает нежелание продолжать жизнь, в свей речи допускает такие фразы как: «Лучше бы я умер!», «Хочу заснуть и больше не проснуться», «Мне никто не сможет помочь». Ко вниманию нужно применять даже слова сказанные с иронией;
- ребенок постоянно интересуется книгами, фильмами, музыкой, статьями в интернете о смерти, часто заводит разговор на данную тему;
- вы нашли у ребенка таблетки или отравляющие вещества;
- вы узнали о том, что ребенок сообщил своим друзьям, что принял решение совершить суицидальные действия, в социальных сетях выложил информацию о самоубийстве;
- ребенок подавлен, постоянно говорит, что чувствует себя одиноким; с затруднениями контролирует свои эмоции, в поведении присуща частая контрастная смена настроения;
- говорит о своей личности как о несостоявшейся, видит будущий окружающий мир в черных и серых красках;
- имеет заниженную самооценку неуверенность в себе, чувствует вину перед окружающими, в речи проскальзывают высказывания: «Я ни на что не способен», «У меня ничего никогда не получится»;
- проявляется не присущее для ребенка поведение: агрессивное, импульсивное; общительный ребенок замыкается в себе, стремиться к уединению, проявляет социальную пассивность, часто закрывается в комнате;
- отрицает проблемы, стремиться к риску;
- подросток прощается с близкими, раздает личные значимые для него вещи, свои фотографии.
Если вы заметили суицидальные признаки в поведении ребенка, сделайте все возможное, чтобы у вас состоялся душевный разговор. Не стоит с ходу начинать беседу с темы самоубийства. Постарайтесь разведать, что беспокоит подростка, чувствует ли он одиночество, безвыходность. Объясните ему, что из любой ситуации можно найти выход, и вы обязательно, в любом случае сможете помочь ему. Приведите примеры из своей жизни и жизни своих знакомых, которые подтверждают, что за плохим обязательно приходит хорошее, вселите надежду.
Если ребенок пойдет на контакт и начнет рассказывать о состоянии своей души, ни в коем случае не перебивайте его, дайте возможность высказаться. Задавайте вопросы и будьте честны в своих ответах. Если в ходе разговора вы услышали информацию, которая вызвала у вас потрясение, сдержите свои эмоции, не проявляйте агрессию. Когда разговор состоится, ребенок может ощутить облегчение, но негативные мысли могут снова посетить его, поэтому постарайтесь не оставлять его одного. Внушите ребенку уверенность в том, что начав разговор с вами, он сделал верный первый шаг для преодоления того тяжелого состояния, в котором он находится.
Уважаемые родители, помните, что подростковый возраст - это самый сложный период в жизни ребенка, и многие негативные черты характера считаются нормой в связи с физическим ростом. Осознайте, что Ваш ребенок вырос, поэтому относитесь к нему как к взрослому, уважайте, прислушивайтесь к мнению, советуйтесь, дайте понять, что он важен для вас. В общении будьте сдержаны, ведь агрессия порождает агрессию. Как можно чаще сочувствуйте и сострадайте. Не наказывайте ребенка телефоном или планшетом. Умейте слушать, всегда будьте на его стороне, доверяйте. Постарайтесь создать такие условия, в которых подросток просто не захочет вам врать и что-то скрывать, проявляйте больше внимания, вселите уверенность того, что он нужен, что его любят.
Желаю Вам всегда быть любимыми родителями!
1. Если Вы находитесь в трудной жизненной ситуации и Ваш среднедушевой доход семьи за 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения, по объективным причинам ниже бюджета прожиточного минимума, Вы можете обратиться за получением временной материальной поддержки в виде ежемесячного социального пособия. Размер пособия составляет положительную разность между критерием нуждаемости и среднедушевым доходом семьи (гражданина). Назначается на период от 1 до 6 месяцев.
2. Если Вы оказались по объективным причинам в трудной жизненной ситуации, нарушающей нормальную жизнедеятельность, и Ваш среднедушевой доход семьи составляет не более 1,5 величины бюджета прожиточного минимума, то Вы можете обратиться за единовременным социальным пособием.
Размер единовременного социального пособия устанавливается в зависимости от трудной жизненной ситуации, в которой находится семья, в сумме, не превышающей 10-кратного размера бюджета прожиточного минимума. Назначается 1 раз в течение календарного года.
3. Если Вы воспитываете ребенка до двух лет и среднедушевой доход семьи ниже критерия нуждаемости, то Вы можете обратиться за социальным пособием в виде обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни.
Предоставляется на каждые 6 месяцев до достижения ребенком возраста двух лет.
По вопросам оказания ГАСП обращаться по телефонам:
61-10-25, 60-88-79
Уважение!
Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери.
Угрозы!
«Если ты еще раз сделаешь — ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя…» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны — они не улучшают поведения.
Обещания!
Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь» — и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относятся к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово — это одно, а дело — совсем другое.
Опека!
Излишняя опека приучает ребенка к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам».
Повиновение!
Представьте, что муж (жена) говорит вам: «Брось все и сию же минуту приготовь мне кофе». Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать», тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: « Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека.
Потакание!
Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им «нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые — стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку — значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком.
Будьте последовательны!
В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу – «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует.
Требуйте соответственно возрасту ребенка!
Не требуйте от ребенка зрелости поведения, на которую он еще не способен. Помните, всему своё время! В то же время помните, что ему уже по силам! Распределяйте в семье обязанности и ответственность за них!
Прислушайтесь к своим словам!
Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам и папам, то они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали… Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. Все «морали» в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: «То, что ты сделал, — это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что папа (мама) сделал(а) для тебя?»
Помните о праве ребёнка оставаться ребёнком!
Представьте себе, что вы — педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок — не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы.
Воспитывая детей, развивая их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право!
И ещё пару правил…
Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли?
1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы. Или — как Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой.
2. Не вымещайте на ребенке свои обиды: что посеешь, то и взойдет.
3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете: Вы дали ему жизнь — как он может Вас отблагодарить? Он даст жизнь другому, — это необратимый закон благодарности.
4. Не думайте, что ребенок Ваша собственность — он личность.
5. Не относитесь к его проблемам свысока.
6. Не унижайте!
7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка. Мучьте, если можете и не делаете!
8. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
9. Уважайте чужого ребенка. Не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему.
10. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который с Вами.
Родителям на заметку:
У активных родителей — активные дети.
Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый средствами массовой информации, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм.
Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы.
Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребёнку образцом для подражания.
Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by
Конфликтоустойчивость — способность человека сохранять конструктивный подход во взаимодействии с окружающими вопреки влиянию конфликтогенных факторов.
Способы урегулирования конфликтов:
компромисс (уступки с обеих сторон);
интеграция (когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует);
капитуляция (одна сторона безоговорочно уступает победу другой);
уход (одна сторона отказывается продолжать участвовать в конфликте);
переговоры (стороны конфликта (две или более) используют обмен предложениями и идеями, чтобы найти взаимно приемлемое соглашение);
вмешательство третьей стороны (индивида или группы, не имеющих прямого отношения к конфликту, но предпринимающих усилия, направленные на продвижение к соглашению);
чувство юмора.
Рисунок3Памятка для родителей по предупреждению конфликтов
* Постарайтесь сохранять в семье атмосферу открытости и доверия
* Не давайте ребенку несбыточных обещаний
* Не ставьте своему ребенку условий
* Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка
* Не наказывайте ребенка за то, что позволяете себе
* Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом
* Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями
* Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов
Помните, что ребенок- это воплощенная возможность!
Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!
Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by
1. Родители помните, что сдача экзаменов это один из этапов жизненного пути вашего ребёнка. Формируйте у него адекватное отношение к данной ситуации;
2. При правильном подходе экзамены могут служить средством самоутверждения и повышением личностной самооценки учащихся;
3. Помогите выпускнику правильно поставить цель, которая ему по силам. Люди, настроенные на успех, добиваются гораздо большего, чем те, кто старается избежать неудач;
4. В экзаменационную пору основная задача родителей – создать оптимальные комфортные условия для подготовки ребёнка и… не мешать ему;
5. Поощрение поддержка, реальная помощь, а главное - спокойствие взрослых помогают ребёнку успешно справиться с собственным волнением;
6. Не запугивайте ребёнка, не напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов, т. к. это не повышает мотивацию, а создаёт эмоциональные барьеры и повышает напряжённость, которые ученик не может преодолеть;
7. Независимо от результата экзамена часто и щедро и от всей души говорите ему о том, что он (она) – самый любимый (ая), что у него (у неё) всё в жизни получится! Вера в успех, уверенность в своём ребёнке даст ему силы преодолеть трудности;
8. Будьте уверены: каждому, кто учился в школе, по силам сдать выпускные экзамены, ведь они подготовлены на основе школьной программы. Если выпускник ответственно готовится к экзаменам, он обязательно их сдаст!
Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту: они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность.
Наряду с понятием страх зачастую мы слышим понятие фобия. В чем же разница? Фобии – это те же страхи, но выраженные более сильно и преследуемые человека постоянно. Слово фобия происходит от греческого «фобос» – страх. В психологии фобиями называют навязчивые, неконтролируемые, иррациональные, неадекватные существующему положению дел страхи, которые охватывают человека в определенной обстановке и сопровождаются ощущением подавленности, вегетативными дисфункциями (учащенное и ясно различаемое сердцебиение, повышенное или пониженное давление, обильный пот, дрожь, желудочные расстройства, дрожь конечностей и губ, а иногда и всего тела и т.п.). Другими словами, если страх наступает часто, становится навязчивым, плохо поддается контролю со стороны испытывающего страх, желание избегать предмета или ситуации вызывающего страх более велико, или он имеет под собой мало оснований, нарушает самочувствие и деятельность человека, то это фобия. Хотя обычно сильный страх, мешающий человеку нормально жить, уже называют фобией.
Существует множество видов фобий, вот некоторые из них: арахнофобия – страх пауков; кинофобия – страх собак; офидофобия – страх змей; аквафобия, гидрофобия – страх воды, плавания; акрофобия – страх высоты; никтофобия – страх ночи, темноты; гематофобия – страх вида крови; охлофобия – страх толпы, переполненных мест; танатофобия – страх смерти и пр.
Это далеко не полный перечень фобий. Тем не менее, он позволяет составить представление о том, насколько широко распространены фобические расстройства в наше время.
Так какие же могут быть причины возникновения страха. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Дж. Боулби, причиной страха может быть отсутствие чего-либо, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами.
Существует несколько причин возникновения страха. Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал человека (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех людей развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера человека (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.).
Самые распространенные – это внушенные страхи, идущие к нам из детства. Их источники – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что напугало ребенка больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. Ребенок начинает чувствовать тревогу, и, естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь.
Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Дети боятся темноты, но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии: кто-то сразу их забудет и успокоится, а у кого-то это может привести к непоправимым последствиям.
Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной. Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если коллектив не принимает ребенка, его обижают, то вполне вероятно, что он боится быть униженным.
Также страхи могут появляться из-за наличия более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой на определенном возрастном этапе развития, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы.
Что касается изучения страхов в подростковом возрасте, то у девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, отражая их большую склонность к страхам вообще. При этом межличностные страхи достигают своего максимума в данном возрасте, а именно: страх одиночества, некоторых людей, наказания, насмешек, осуждения со стороны сверстников и взрослых, страх сделать что-либо не так, не то, не успеть, опоздать, не справиться с порученным делом, не совладать с чувствами, потерять контроль, быть не собой и т. д.
Рекомендации для родителей
Чтобы помочь ребенку справиться со страхами родителям следует:
-Признать, что страх реален. Так же как и страхи у взрослых, детские страхи зачастую иррациональны, но это не делает их менее реальными.
-Учтите, что, по сравнению со взрослыми, дети находятся в крайне невыгодном положении в попытке противостоять страхам: взрослые могут избегать заведомо пугающих объектов или ситуаций, у детей здесь гораздо меньше возможностей.
-Скажите ребенку, что все люди иногда боятся, даже взрослые. Расскажите ребенку, чего вы боялись когда были маленькими и как преодолели свой страх – будьте однако осторожны в своем рассказе, чтобы не вызвать у ребенка новый страх.
-Не смейтесь над своим испуганным ребенком и не дразните его.
-Отмечайте похвалой любой, даже самый незначительный прогресс ребенка в преодолении страха и не критикуйте ребенка за сам страх или регресс в его преодолении. Похвала родителя наилучшее поощрение для маленького ребенка, а критика совершенно неэффективна для устранения любого нежелательного поведения ребенка, будь то неуспехи в учебе, плохие манеры или страхи. Ни в коем случае не давайте ребенку понять, что вы его меньше любите или уважаете за его страхи.
-Позвольте ребенку положиться на вас. Ведите себя спокойно и уверенно. Испуганные дети испытывают недостаток уверенности. Дайте им почувствовать, что Вы их поддерживаете и контролируете ситуацию.
-…Но не переусердствуйте иначе «сверхохраняемый» ребенок может решить, что ему действительно есть чего бояться и станет еще более испуган и слишком зависим от родителя.
-Убедитесь, что не вы ответственны за страх. Слишком частые предостережения: «не бери острые предметы, а то поранишься и можешь умереть»; действия — когда ребенка, например, запирают в темной комнате в качестве наказания; или угрозы — «мы уходим и оставим тебя с этой тетей», родителей могут стать источником страха. И, наконец, отсутствие дисциплины, четких правил и предсказуемости пугают маленьких детей, нуждающихся в достаточной степени внешнего контроля.
-Не пытаться «вышибить клин клином», заставляя ребенка встретиться лицом к лицу с пугающим его объектом или ситуацией и «убедиться, что ничего страшного в этом нет». Вместо этого окажите ребенку эмоциональную поддержку и мягко постепенно помогите ему понять природу того, что он боится. Оптимальный набор действий может быть таким:
1. Признание: Спокойно и уверенно скажите ребенку, что Вы видите и понимаете, что он боится
2. Разъяснение – маленьким детям часто бывает достаточно простого объяснения сути страха.
3. Косвенная демонстрация. Если ребенок боится собак, то просмотр фильма о мальчике его возраста и его любимой собаке может помочь ему почувствовать себя более уверенно. Не следует однако знакомить детей с фильмам, сказками или картинками, которые могут усилить их страх, где собаки кусаются.
4. Беседа, Обсуждение. Попросите вашего ребенка рассказать о его страхах и внимательно с пониманием выслушайте его.
Если страхи ребенка начали влиять на жизнь всей семьи или на распорядок жизни самого ребенка, обратитесь к профессионалу, семейному консультанту или психотерапевту, детскому психологу.
Ржеутская Н.А., педагог-психолог ГУО «Гимназия №7 г. Минска»
Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by