Министерство образования Республики Беларусь
Управление образования Лидского райисполкома
Государственное учреждение образования
"Средняя школа №9 г.Лиды имени А.В.Ничипорчика"
Детям и подросткам
Для педагогов
Правонарушение — виновное противоправное деяние дееспособного лица, которое наносит вред обществу.
Под правонарушением понимается такое неправомерное поведение человека, которое выражается в действии или бездействии.
Правонарушениями не могут быть мысли, чувства, помыслы, так как они не подпадают под регулирующее воздействие права, пока не выразятся в определенном поведенческом акте.
Бездействие является правонарушением в том случае, если человек должен был совершить определенные действия, предусмотренные нормами права (оказать помощь, заботиться о детях и т. д.), но не совершил их.
Признаки правонарушения:
Таким образом, правонарушение — это (1) деяние, т.е. действие или бездействие, которое нарушает правовые нормы, (2) которое совершается дееспособным лицом (3) по вине этого лица, т.е. по умыслу или неосторожности, которое (4) опасно для общества, поскольку наносит вред окружающим. За правонарушение предусмотрена официальная негативная санкция — наказание.
Виновное поведение человека
Вина — это психическое отношение правонарушителя к нарушенной норме права, совершенному деянию. наступившим последствиям.
В зависимости оттого, как правонарушитель относится к названным компонентам, выделяют две формы вины:
Умысел наличествует, когда лицо осознает противоправность деяния, предвидит наступление общественно опасных последствий и желает их наступления (прямой умысел) либо осознает противоправность деяния и наступление общественно опасных последствий, но не желает, а только сознательно допускает их наступление (косвенный умысел).
Вина в форме неосторожности подразделяется на два вида:
При легкомыслии лицо предвидит возможность наступления общественно опасных последствий своего деяния, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение. При небрежности лицо не предвидит возможности наступления общественно опасных последствий своего деяния, хотя должно было и могло их предвидеть;
Деяние влечет меры государственного воздействия, в том числе меры юридической ответственности.
Все правонарушения по степени их общественной опасности делятся на проступки и преступления.
Поскольку и преступление, и проступок — разновидности правонарушения, то их основные характеристики - противоправность, виновность, наказуемость, антиобщественная направленность – совпадают. Различия между преступлением и проступком заключены в степени общественной опасности деяния.
Преступление – это правонарушение, несущее высокую социальную опасность.
К преступлениям относятся убийство, умышленное причинение вреда здоровью, изнасилование, грабеж, вымогательство, хулиганство, терроризм и т.д., т.е. все деяния, которые запрещены уголовным законодательством и за которые следуют строгие наказания.
Проступок – правонарушение, которое характеризуется меньшей степенью социальной опасности.
За проступки полагаются наказания неуголовного характера – штрафы, предупреждения, возмещение ущерба.
Как правило, выделяют следующие основные виды проступков:
Самым опасным видом правонарушений являются преступления. Они отличаются от проступков повышенной степенью общественной опасности, поскольку причиняют более тяжкий вред личности, государству, обществу.
Основными причинами совершения правонарушений несовершеннолетними и условиями им способствующими являются:
индивидуальные свойства, возрастные, психологические и иные особенностями личности правонарушителя в условиях его неблагоприятного воспитания и формирования (внутренние причины);
обстоятельства непосредственной ситуации, в которой было совершено правонарушение (внешние причины – т.е. условия).
Внутренние причины:
возрастные изменения психики;
психические расстройства;
вредное влияние микросреды;
бытовые взаимоотношения;
пропаганда жестокости и насилия;
низкая организация воспитательной работы;
направленность личности;
низкий культурный и образовательный уровень учащихся и т.п.
Важная роль в генезисе преступного поведения принадлежит внешним условиям, облегчающим совершение преступления, а также конкретно жизненной ситуации. Последняя представляет собой совокупность обстоятельств жизни конкретного лица, способствующих возникновению у него при определенных условиях решимости совершить преступление.
Внешние причины:
отсутствие контроля за поведением;
неучастие в личной жизни несовершеннолетнего родителей, близких;
тяжелые жизненные обстоятельства;
конфликтная ситуация;
Деятельность органов внутренних дел по профилактике несовершеннолетних осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 04.01.2014 г. № 122 «Об основах деятельности по профилактике правонарушений».
Инспекция по делам несовершеннолетних (далее – ИДН) – одно из главных звеньев в существующей системе профилактики антиобщественных проявлений среди несовершеннолетних.
В соответствии с вышеуказанным законом деятельность ИДН по профилактике правонарушений несовершеннолетних осуществляется мерами общей и индивидуальной профилактики.
Общая профилактика правонарушений - деятельность, осуществляемая субъектами профилактики правонарушений по предотвращению и пресечению правонарушений, выявлению, анализу, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также выявлению, учету, правовому воспитанию граждан, склонных к противоправному поведению.
Общая профилактика правонарушений, совершаемых подростками, осуществляется в четырех основных сферах:
в семье;
в трудовом коллективе;
в учебных учреждениях;
по месту жительства.
Участковый инспектор ИДН при проведении профилактической работы с несовершеннолетними:
разъясняет последствия совершения ими правонарушений;
выявляет и принимает меры по устранению причин и условий, способствующих совершению ими правонарушений;
собирает и обобщает информационно-статистические материалы на учреждения общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования.
Направления работы по предупреждению правонарушений учащихся включают в себя:
Работа социально-психологической службы школы: диагностическая работа с детьми девиантного и аддиктивного поведения; психолого-педагогические консультации для учащихся; работа консультационного пункта для родителей, социально-педагогическая помощь педагогам и прочее.
Функции педагога социального по предупреждению правонарушений и преступлений учащихся:
Особое значение имеет предупредительно-профилактическая деятельность, которая учитывает и приводит в действие социально-правовые, юридические и психологические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний в школе. Профилактика предусматривает как решение еще не возникших проблем, так и уже имеющихся. Учебный год социальный педагог начинает с социально-педагогической паспортизации школы. Это дает возможность определить социальные институты, сотрудничество с которыми целесообразно при организации социального воспитания, социально-педагогической помощи и поддержки учащихся и их семей.
В начале каждого учебного года в школе создаётся банк данных учащихся, находящихся в социально опасном положении, с целью последующей помощи им. Оформляются социальные паспорта каждого класса, и впоследствии составляется единый социальный паспорт школы. Работниками социально-педагогической службы – тщательно планируется работа с подростками с девиантным поведением: составляется план работы Совета профилактики правонарушений, план совместной работы школы и подразделения по делам несовершеннолетних по предупреждению правонарушений среди подростков, план работы по профилактике употребления психоактивных веществ среди несовершеннолетних, план мероприятий по антиалкогольной, антиникотиновой пропаганде; планируются санитарно-просветительская работа.
На заседаниях Совета профилактики правонарушений регулярно заслушивают вопросы поведения и успеваемости «трудных» подростков.
В решении проблем предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних эффективны проводимые Месячники профилактики правонарушений. В рамках месячника профилактики правонарушений проводятся беседы для обучающихся по ПДД, о здоровом образе жизни, правовое воспитание учащихся, пропаганда правовых знаний.
Педагогический коллектив школы прилагает максимум усилий для организации свободного времени учащихся. В школе работают бесплатные кружки. Успешно работают спортивные секции по настольному теннису, баскетболу, предметные кружки, кружки художественной направленности.
Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к обучению и воспитанию детей, и участвуют в ее реализации. Классными руководителями ведется большая работа по пропаганде педагогических знаний среди родителей, регулярно проводятся лекции по воспитанию обучающихся согласно их возрастных особенностей, родительские собрания, совместные мероприятия с детьми и родителями. Все эти мероприятия направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия семьи и школы, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей.
С 1 марта 2021 года в силу вступил новый Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП), которым существенно изменилась ответственность ответственность для несовершеннолетних и их родителей.
Так, общий возраст привлечения к административной ответственности – 16 лет. Но за мелкое хулиганство, оскорбление, повреждение чужого имущества и другие правонарушения, перечисленные в ст. 4.2 КоАП несовершеннолетний может быть привлечен к ответственности с 14 лет.
Статья 4.2. Возраст, с которого наступает административная ответственность
1) умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания (статья 10.1);
2) оскорбление (статья 10.2);
3) мелкое хищение (статья 11.1);
4) умышленные уничтожение либо повреждение чужого имущества (статья 11.3);
5) жестокое обращение с животным или избавление от животного (статья 16.29);
6) мелкое хулиганство (статья 19.1).
Статья 5.1. Профилактические меры воздействия
1) устное замечание;
2) предупреждение;
3) меры воспитательного воздействия (в отношении несовершеннолетних).
Статья 9.1. Административная ответственность несовершеннолетних
Административная ответственность несовершеннолетних в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, совершивших административные правонарушения, а также несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, совершивших административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, наступает в соответствии с настоящим Кодексом с учетом особенностей, установленных настоящей главой.
Статья 9.2. Особенности наложения административного взыскания на несовершеннолетнего
1) в отношении него не могут применяться общественные работы, административный арест;
2) размер налагаемого на него штрафа не может превышать двух базовых величин, а в случае наложения на него штрафа в соответствии с санкцией, предусмотренной для индивидуального предпринимателя, – четырех базовых величин (независимо от размера штрафа, предусмотренного в санкции). В случае, если санкция предусматривает административное взыскание только в виде штрафа, а у несовершеннолетнего отсутствуют заработок, стипендия или иной доход, к нему применяются меры воспитательного воздействия;
3) лишение права заниматься определенной деятельностью может налагаться на срок не более одного года.
1) условия его жизни и воспитания;
2) уровень его интеллектуального, волевого и психического развития, иные особенности личности несовершеннолетнего;
3) влияние на его поведение родителей или лиц, их заменяющих, а также близких родственников, членов семьи и иных старших по возрасту лиц;
4) характеристика по месту его учебы и (или) работы (при ее наличии).
Статья 9.3. Особенности освобождения несовершеннолетних от административной ответственности
Статья 9.4. Меры воспитательного воздействия
1) разъяснение законодательства;
2) возложение обязанности принести извинения потерпевшему;
3) возложение обязанности загладить причиненный вред;
4) ограничение досуга.
Статья 9.5. Содержание мер воспитательного воздействия
1) запрет посещения несовершеннолетним определенных мест пребывания, использования отдельных форм досуга, в том числе связанных с управлением транспортным средством;
2) ограничения пребывания несовершеннолетнего вне места жительства или места пребывания в определенное время суток;
3) возложение обязанности являться для регистрации в орган, осуществляющий контроль за поведением несовершеннолетнего.
Статья 9.6. Срок, по истечении которого несовершеннолетний считается не подвергавшимся административному взысканию
Лицо, совершившее административное правонарушение, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет считается не подвергавшимся административному взысканию:
со дня исполнения постановления о наложении административного взыскания за совершение административного проступка;
по истечении двух месяцев со дня исполнения постановления о наложении административного взыскания за совершение значительного административного правонарушения;
по истечении шести месяцев со дня исполнения постановления о наложении административного взыскания за совершение грубого административного правонарушения;
по истечении сроков давности исполнения постановления о наложении административного взыскания в случаях, предусмотренных частью 1 и частью 2 (при назначении административного взыскания в виде депортации) статьи 14.5 ПИКоАП;
со дня прекращения исполнения постановления о наложении административного взыскания по основаниям, предусмотренным статьей 14.3 ПИКоАП;
со дня освобождения от исполнения административного взыскания в случае, предусмотренном статьей 8.7 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 24.23 КоАП на несовершеннолетних, нарушивших установленный порядок проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, совершенное участником таких мероприятий, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, совершенные участником таких мероприятий либо иным лицом, может быть наложен штраф в размере до 100 базовых величин.
За повторное такое правонарушение санкция ч.3 ст. 24.23 КоАП предусматривает ответственность в виде штрафа в размере от 20 до 200 базовых величин.
Ребенка до 14 лет к административной ответственности привлечь не могут. Однако за совершенные им правонарушения несут ответственность их родители, на которых могут наложить штраф в размере до 10 базовых величин.
Статья 10.3. Невыполнение обязанностей по воспитанию детей
влечет наложение штрафа в размере до десяти базовых величин.
влечет наложение штрафа в размере до двух базовых величин.
Кроме того статьей 19.4 КоАП предусмотрена ответственность для совершеннолетних лиц за вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение.
Статья 19.4. Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение
Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение путем покупки для него алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, а также иное вовлечение лицом, достигшим возраста восемнадцати лет, заведомо несовершеннолетнего в употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива либо в немедицинское употребление сильнодействующих или других одурманивающих веществ, а равно вовлечение несовершеннолетнего в участие в собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации, пикетировании, ином массовом мероприятии, проводимых с нарушением установленного порядка, –
влекут наложение штрафа в размере от пяти до тридцати базовых величин.
За данное правонарушение на совершеннолетнее лицо может быть наложен штраф в размере от 5 до 30 базовых величин.
В случае совершения несовершеннолетним правонарушения либо деяния, содержащего признаки административного правонарушения, но не достигшим возраста административной ответственности, с ним и его родителями согласно Закону Республики Беларусь от 31 мая 2003 года "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" будет проводиться индивидуальная профилактическая работа.
Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом Республики Беларусь. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).
Права и ответственность несовершеннолетнего при совершении преступления, записаны в Уголовном Кодексе Республики Беларусь.
РОЖДЕНИЕ
К уголовной ответственности несовершеннолетнего привлечь нельзя. За совершение преступлений, записанных в Уголовном кодексе, в малолетнем возрасте (до достижения 14 лет) ответственность несут законные представители ребенка. В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, принятом в 2003 году, данная ответственность выражается в виде вынесения предупреждения или штрафа в размере до 10 базовых величин (статья 10.3 Кодекса об административных правонарушениях).
11 ЛЕТ
За совершение преступлений, которые предусмотрены Уголовным кодексом, до достижения возраста с которого наступает уголовная ответственность, несовершеннолетний может быть направлен по решению суда в специальное учебно- или лечебно-воспитательное учреждение на срок не более 2 лет.
1) убийство (статья 139);
2) причинение смерти по неосторожности (статья 144);
3) умышленное причинение тяжкого телесного повреждения (статья 147);
4) умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения (статья 149);
5) изнасилование (статья 166);
6) насильственные действия сексуального характера (статья 167);
7) похищение человека (статья 182);
8) кражу (статья 205);
9) грабеж (статья 206);
10) разбой (статья 207);
11) вымогательство (статья 208);
11-1) хищение имущества путем модификации компьютерной информации (статья 212);
12) угон транспортного средства или маломерного судна (статья 214);
13) умышленные уничтожение либо повреждение чужого имущества (части 2 и 3 статьи 218);
14) захват заложника (статья 291);
15) хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ (статья 294);
16) умышленное приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения (статья 309);
17) хищение наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов (статья 327);
17-1) незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов (части 2 - 5 статьи 328);
18) хулиганство (статья 339);
19) заведомо ложное сообщение об опасности (статья 340);
20) осквернение сооружений и порчу имущества (статья 341);
21) побег из исправительного учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, арестного дома или из-под стражи (статья 413).
Перечень преступлений, за которые уголовная ответственность наступает с 14 лет, является исчерпывающим.Уголовно-процессуальные права, ответственность и обязанности несовершеннолетних и других участников уголовного процесса расписан в Уголовно-процессуальном кодексе Республики Беларусь, который принят в 1999 году.
РОЖДЕНИЕ
1. Если ребенка признали потерпевшим или свидетелем преступления, то:
- орган, который ведет уголовное дело, должен обеспечить участие в деле его законных представителей (часть первая статьи 221 Уголовно-процессуального кодекса);
- при проведении допроса должен присутствовать педагог или психолог и по усмотрению следователя, законные представители (статья 221 Уголовно-процессуального кодекса);
- он не предупреждается об ответственности за отказ либо уклонение от дачи показаний и не несет ответственности за дачу заведомо ложных показаний (до достижения 16 лет), ему лишь указывается на необходимость говорить правду (статья 27 Уголовно-процессуального кодекса и часть вторая статьи 402 Уголовно-процессуального кодекса);
- он не подписывает протокол и показания ему не оглашаются. Правильность показаний удостоверяется лицами, присутствовавшими при допросе.
2. Ни при каких случаях ребенок не может быть признан подозреваемым или обвиняемым в совершении уголовного преступления.
14 ЛЕТ
1. Если несовершеннолетнего признали потерпевшим или свидетелем преступления, то на его допрос по усмотрению следователя (дознавателя) приглашаются педагог или психолог (до достижения подростком 16 лет) и законные представители.
2. Если несовершеннолетнего признали подозреваемым или обвиняют в совершении преступления, то:
2.1. Как подозреваемого его нельзя удерживать свыше 72 часов без предъявления обвинения;
2.2. К участию в уголовном деле ОБЯЗАТЕЛЬНО допускаются:
- законные представители подростка (статья 436 Уголовно-процессуального кодекса);
- педагог или психолог (часть первая статьи 435 Уголовно-процессуального кодекса), которые будут принимать участие в деле после достижения ребенком 18 лет. При этом показания обвиняемого или подозреваемого подростка, данные в отсутствие названных специалистов, должны рассматриваться как полученные с грубым нарушением закона и не могут использоваться в качестве доказательств по делу;
- защитник, которым может быть адвокат, близкие родственники или законные представители.
2.3 Законные представители подростка имеют ПРАВО:
- знать сущность подозрения, обвинения, содержание предъявленного иска;
- давать пояснения;
- представлять доказательства;
- знакомиться с протоколами следственных и других процессуальных действий, делать замечания по поводу правильности и полноты записей в протоколах;
- знакомиться с протоколом судебного заседания и приносить в суд свои замечания и пр. (статья 57 Уголовно-процессуального кодекса).
2.4. Допрос подростка не должен продолжаться более 2-х часов подряд, после чего делается перерыв на один час для приема пищи. На протяжении дня продолжительность допроса не должна превышать 4-х часов (статья 434 Уголовно-процессуального кодекса).
2.5. К подростку могут быть применены следующие меры ПРЕСЕЧЕНИЯ:
- отдача до суда под надзор родителей или попечителей, если есть уверенность, что на свободе:
а) несовершеннолетний не скроется от органов уголовного преследования и суда;
б) не будет заниматься преступной деятельностью;
в) лица, на попечение которым несовершеннолетнего отдали, не будут препятствовать расследованию и рассмотрению дела;
- заключение под стражу или домашний арест в случаях совершения менее тяжкого, тяжкого или особо тяжкого преступления. Перед тем, как дать санкцию на заключение под стражу прокурор должен лично допросить несовершеннолетнего (часть третья статьи 126 Уголовно-процессуального кодекса).
3. Несовершеннолетний имеет ПРАВО в случае задержания или заключения под стражу:
- сообщить родителям или другим законным представителям о своем положении;
- получить до начала первого допроса бесплатную юридическую консультацию адвоката.
4. Несовершеннолетний не может отказаться от адвоката (часть третья статьи 47 Уголовно-процессуального кодекса).
16 ЛЕТ
Если несовершеннолетнего признали свидетелем преступления, то он
- несет ответственность за дачу заведомо ложных показаний; и
- отказ от дачи показаний;
- имеет право не давать показаний против самого себя, членов своей семьи и близких родственников (статья 27 Конституции Республики Беларусь).
18 ЛЕТ
При достижении несовершеннолетним 18 лет он приобретает все права, ответственность и обязанности взрослого человека.
Если несовершеннолетний привлекался к уголовной или административной ответственности – это является основанием для постановки его на профилактический учет в инспекции по делам несовершеннолетних.
Органы, учреждения и иные организации, осуществляющие профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении следующих несовершеннолетних:
- безнадзорных (ребенка, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению или содержанию со стороны родителей);
- беспризорных (тот же безнадзорный, но не имеющий места жительства или места пребывания);
- занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;
- содержащихся в приемниках-распределителях для несовершеннолетних, социально-педагогических учреждениях;
- потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством;
- привлеченных к административной ответственности;
- совершивших деяния, содержащие признаки административных правонарушений, но не достигших ко времени совершения таких деяний возраста, с которого наступает административная ответственность;
- в отношении которых приняты решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении производства по уголовному делу из-за недостижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, либо которые вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), во время совершения общественно опасного деяния были не способны сознавать фактический характер или общественную опасность своих деяний либо о прекращении проверки и разъяснении заявителю права возбудить в суде в соответствии со статьей 426 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь уголовное дело частного обвинения;
- подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений;
- освобожденных от уголовной ответственности в силу утраты деянием общественной опасности, в связи с деятельным раскаянием, примирением с потерпевшим, освобожденных от наказания вследствие чрезвычайных обстоятельств, на основании актов амнистии или помилования;
- освобожденных от уголовной ответственности с передачей их под наблюдение родителей, опекунов или попечителей;
- осужденных с отсрочкой исполнения наказания, с условным неприменением наказания, без назначения наказания, условно-досрочно освобожденных от наказания;
- осужденных с применением принудительных мер воспитательного характера;
- осужденных с назначением наказания в виде общественных работ, штрафа, лишения права заниматься определенной деятельностью, исправительных работ, ограничения свободы;
- освобожденных из воспитательных колоний, арестных домов;
- содержащихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных учреждениях;
- вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, специальных лечебно-воспитательных учреждений.
О ПРОВЕДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Индивидуальная реабилитационная программа – документ, определяющий комплекс реабилитационных мероприятий, конкретные виды и сроки проведения реабилитации несовершеннолетнего, индикаторы и показатели эффективности, а также ответственных за ее проведение исполнителей.
Порядок проведения комплексной реабилитации несовершеннолетних:
- в отношении которых комиссиями по делам несовершеннолетних райисполкома, горисполкома, администрации района в городе повторно в течение одного года рассматриваются материалы по фактам потребления ими наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива;
- содержащихся в специальных лечебно-воспитательных учреждениях;
- вернувшихся из специальных лечебно-воспитательных учреждений.
То обстоятельство, что несовершеннолетний состоял на учете в ИДН и у врача-нарколога, может в дальнейшем стать препятствием при поступлении в учебные заведения, в получении престижных специальностей, при получении водительских прав. Необдуманные поступки подростков, а также недостаточный контроль за детьми со стороны родителей могут испортить несовершеннолетнему всю дальнейшую жизнь.