Министерство образования Республики Беларусь
Управление образования Лидского райисполкома
Государственное учреждение образования
"Средняя школа №9 г.Лиды имени А.В.Ничипорчика"
Консультация для педагогов по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков
Суидид – акт самоубийства с фатальным исходом.
Суицидальное поведение – это мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения на самоубийство.
Психологический смысл суицида – отреагирование аффекта, снятие эмоционального напряжения, уход от той ситуации, в которой человек находится.
Исследования показывают, что большинство подростков воспринимают суицид, как способ решения различных проблем, а не как средство разрушения собственной жизни.
Лишь в 10% случаев суицидального поведения подростки действительно желают «свести счеты с жизнью», а в 90% случаев - обратить на себя внимание.
Самоубийство не возникает внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Они являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации.
Что же может послужить причиной возникновения суицидальных мыслей и намерений? Давайте рассмотрим причины суицида.
Причины суицида
Чаще подвержены:
Какие цели преследуют подростки – суициденты:
Признаки готовящегося самоубийства
80 % задумавших совершить самоубийство детей предварительно дают знать о своих намерениях окружающим.
Способы сообщения могут быть завуалированы, и чрезвычайно необходимо их понять!
Эмоциональные признаки
- сниженное настроение, заторможенность, тоска
- выраженная растерянность
-повышенная раздражительность, слезливость, капризность
- тоскливое выражение лица, бедность мимики
- резкие и необоснованные вспышки агрессии
Особенности внешнего вида и продуктов деятельности
- безразличие к своей внешности, преобладание мрачных (серых, черных) цветов в одежде и на страничке в соц.сетях
- использование символики смерти в аватарке, рисунках.
- интерес к неформальным объединениям, сайтам с суицидальной направленностью.
- рисунки по теме смерти на последних страницах тетрадей.
- тема одиночества, кризиса.
Словесные признаки
- часто говорит о своем душевном состоянии, о своей никчемности, беспомощности, о своем безнадежном положении. Утрата смысла жизни в сочинениях на свободную тему или в размышлениях на уроках гуманитарного цикла.
- шутит на тему самоубийства.
- упоминает об эпизодах суицидов в фильмах и романах.
Поведенческие признаки.
- безрассудные поступки, связанные с риском для жизни
- высокая импульсивность
- уход «в себя» от общения
- общая заторможенность, бездеятельность или, напротив, двигательное возбуждение
- враждебное отношение к окружающим
- самоизоляция в урочной и внеклассной деятельности
- ухудшение работоспособности
Итак, если вы обнаружили эти признаки у ребёнка. Необходимо прояснить ситуацию, узнать подробности, возможно обстоятельства и причины такого состояния. Беседуете с родителями, сообщаете об отмеченных вами изменениях в поведении ребёнка, узнаёте о состоянии и поведение ребёнка в семье. Беседуете с ребёнком.
Вопросы для беседы с ребёнком:
- Я заметила, что последнее время …. (называете изменения в поведении, эмоциональном состоянии, внешнем виде ребёнка)
- Каждому из нас, когда нам плохо нужен человек, который готов выслушать. Возможно, если ты мне расскажешь, я смогу понять причину твоего состояния и вместе мы подумаем, как с ней справиться.
- Похоже, у тебя что-то стряслось. Что тебя мучает?
Далее внимательно слушаем ребёнка, по необходимости, задавая открытые вопросы (Где? Когда? Почему? Зачем? И т.д.)
Если ситуация требует вмешательства специалистов.
- В нашей школе есть специалисты - психологи, которые смогут помочь тебе справиться с твоей проблемой. Как ты смотришь на то, что я договорюсь о встрече с ним?
Вопросы для беседы с родителем:
- Я заметила, что последнее время …. (называете изменения в поведении, эмоциональном состоянии, внешнем виде ребёнка)
- Замечали ли Вы подобные изменения у ребёнка?
Далее узнаём - изменилось ли у ребёнка в последнее время настроение, взаимоотношение с близкими, друзьями, отношение к школе, хобби и т.д.
Взаимодействие с тревожными детьми
Одной из причин повышенного уровня тревожности дошкольников и младших школьников считают нарушение детско-родительских отношений.
Данные исследований социально-психологических факторов таких, как неудовлетворенность родителей своей работой, материальным положением и жилищными условиями, оказывает существенное влияние на появление тревожности у детей.
В дошкольном возрасте начинает формироваться школьная тревожность, которая возникает вследствие столкновения ребенка с требованиями обучения и кажущейся невозможностью им соответствовать. Причем большинство первоклассников переживает не из-за плохих отметок, а из-за угрозы испортить отношения с учителями, родителями, сверстниками.
Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в ситуации внутреннего конфликта. Он может быть вызван:
1. негативными требованиями, предъявляемыми к ребенку, которые могут унизить или поставить в зависимое положение;
2. неадекватными, чаще всего завышенными требованиями;
3. противоречивыми требованиями.
Коррекционную работу с тревожными детьми целесообразно проводить в трех основных направлениях:
1. по повышению самооценки ребенка;
2. по обучению ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения:
3. по отработке навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.
Работа по всем трем направлениям может проводиться либо параллельно, либо, в зависимости от выбранного взрослым приоритета, постепенно и последовательно.
Довольно часто тревожные дети имеют заниженную самооценку, что выражается в болезненном восприятии критики от окружающих, обвинении себя во многих неудачах, в боязни браться за новое сложное задание.
Для того чтобы помочь ребенку повысить свою самооценку, нужно:
· как можно чаще называть ребенка по имени и хвалить его в присутствии других детей и взрослых;
· поощрять таких детей, поручая им выполнение престижных в данном коллективе поручений;
· сравнивать результаты ребенка с его же результатами;
· избегать сравнения результатов тревожных детей с результатами других детей;
· избегать таких заданий, которые выполняются за определенное фиксированное педагогом время,
· желательно спрашивать таких детей не вначале или в конце занятия, а в середине;
· не следует подгонять или торопить их с ответом, а дать ребенку необходимо длительный срок для ответа, стараясь не повторять свой вопрос дважды или трижды;
· обращаясь к тревожному ребенку, взрослый должен постараться установить визуальный контакт «глаза в глаза», вселяя чувство доверия в душу ребенка;
· для того, чтобы тревожный ребенок не считал себя хуже других детей, желательно проводить беседы с детским коллективом, во время которых все дети рассказывают о своих ситуационных затруднениях;
· способствовать расширению поведенческого репертуара ребенка;
· запастись терпением в работе с тревожным ребенком.
Разминка
После вступительного слова ведущего каждый участник по кругу называет свое имя и продолжает по своему усмотрению фразу: «В людях я ценю…».
Конечно, ребята проучились вместе больше полугода и знают, кого из них как зовут. Но произнесение своего имени в начале фразы акцентирует внимание на том, что это мнение конкретного ученика, что именно он так считает. Возникает ситуация ответственности за свои слова, когда сложнее сказать откровенную глупость или отделаться неуместной шуткой.
После того, как все высказались, учителю важно подвести итог, резюмировать сказанное, по возможности подчеркивая качества, актуальные для цели занятия («Вы видите, что многие из нас ценят в людях честность, готовность прийти на помощь, умение дружить…»).
Упражнение «Крестики-нолики»
На доске расчерчено поле – 6×6 клеток. Группа делится на две команды по произвольному принципу (например, в зависимости от того, как они сидели – справа или слева от ведущего). Каждая команда выбирает капитана, который будет от ее лица выполнять ход – вписывать «Х» или «0» в одну из клеток.
Ведущий объясняет, что каждая команда должна стремиться получить наибольшую выгоду, заработать максимальное количество очков, то есть заполнить как можно больше полных строк или столбцов. Ходы выполняются по очереди, за ход можно поставить только один знак.
В данном упражнении много тонкостей. Во-первых, в инструкции нет никаких указаний на конкуренцию, нет запретов договариваться с другой командой, но именно стратегию конкурирования чаще всего избирают команды, и, конечно, обе не получают ни одного очка.
Затем подсчитывается итог, неутешительный для обеих команд. Дальше педагогу нужно не напрямую в ходе обсуждения подтолкнуть ребят к идее, что максимальная выгода для каждой команды – это по 3 очка каждой, а если одна из команд начнет «вредничать», то сама проиграет.
Затем проводится второй раунд игры.
Это упражнение – этап предъявления проблемы. По его результатам нужно дать ребятам возможность высказаться, обсудить плюсы и минусы стратегий конкуренции и кооперации.
Упражнение «Досчитать до десяти»
Упражнение выполняется с закрытыми или опущенными глазами и в тишине, чтобы участники не могли переглядываться и договариваться заранее. Ребята все вместе должны досчитать до десяти, но таким образом, чтобы каждую цифру называл только один человек. Если какую то цифру произносят одновременно несколько подростков, счет начинается заново.
Это классическое упражнение, и ученики моего класса выполняли его регулярно. Оно очень хорошо для введения в тему командообразования и сплочения, а также в качестве разминки. Его вполне можно использовать многократно. После каждой неудачной попытки стоит напоминать ребятам, что с этим упражнением невозможно справиться без внимания друг к другу, умения слушать.
Упражнение «Единый шаг»
На полу изображаются две параллельные линии на расстоянии очень большого шага. Ребятам дается задание: перебраться на противоположную сторону «коридора» всем вместе, одновременно. Важно предоставить участникам возможность заранее обсудить план действий, договориться.
Обычно команды проявляют огромную изобретательность при выполнении задания: некоторые берут часть команды на плечи, упрощая себе задачу, некоторые сначала собираются между полосами, а потом в один шаг синхронно оказываются на противоположной стороне (ведь в инструкции не сказано, что этого делать нельзя). Задача ведущего – поощрять любые проявления сплоченности и креативности, поддерживать позитивный настрой в ситуации неудачи.
Упражнение «Фигуры из веревки»
Участники встают в круг, каждый берется за веревку, связанную в большое кольцо. Ведущий объясняет ребятам, что их задача – по команде закрыть глаза и молча придать веревке форму той фигуры, которая будет названа. Затем все снова откроют глаза и увидят, что получилось.
Дальше участникам предлагается сделать квадрат, ромб, овал, трапецию (любые плоские фигуры). Если упражнение проходит очень хорошо, можно усложнить задачу и предложить сделать пирамиду или куб.
Конечно, выполнить более сложное задание с закрытыми глазами невозможно, и за этим правилом нужно следить только вначале, на простых фигурах. К концу упражнения главной задачей становится поиск решения, что гораздо важнее. Если кто-то проявляет себя слишком авторитарным, старается руководить всеми и не прислушивается к мнению команды, можно напомнить о запрете на разговоры.
Упражнение «Путаница»
Участники встают в круг, близко друг к другу. По команде ведущего все закрывают глаза и вытягивают руки, а по следующей команде каждый берется за чью-нибудь руку. Затем учитель проверяет, все ли взялись за руки попарно, и если нет – исправляет. После этого ребятам разрешается открыть глаза. Задача – распутаться, не отпуская рук.
В этом упражнении школьники получают возможность тактильного контакта, что так важно в подростковом возрасте. Упражнение невыполнимо без внимательного и бережного отношения друг к другу, слаженной совместной работы, умения слушать друг друга.
Итоговое обсуждение
Ведущий благодарит участников за работу, поощряет сплоченность, отмечает наиболее удачные, на его взгляд, моменты. Ребятам предлагается подумать над вопросами и при желании высказаться вслух:
— Что было проще или сложнее всего и почему?
— Что понравилось или не понравилось и почему?
— Кому хочется сказать «спасибо» или, наоборот, выразить недовольство?
— Какие эмоции сейчас преобладают?
Такое мероприятие в классе не только позволяет добиться поставленных педагогических целей, но и дает возможность ребятам проявить новые качества, выразить себя.
Этих детей характеризует выраженный аутизм (уход в себя, отстраненность от мира и его боязнь). Ребенок испытывает определенные страхи. Склонны к развитию логического мышления. Учатся неплохо, но отсутствуют широкие познавательные интересы. Нетипичные интересы (о строении мира, о потустороннем мире). Любят много читать. Развита речь, но часто формальна. Негативные черты: эмоциональная холодность, не испытывает большой привязанности к родителям, эмоциональная тупость. Он не интересуется чьим-либо мнением, он безразличен к внешнему миру. Способны на странные поступки (сбросить кота с 6-ого этажа, но не из желания убить, а посмотреть, как он приземлится). Самосохранение притупляется, может пройти по карнизу. Не имеет друзей - он одиночка. В дружбе подчиняемый, а не лидер. Не смотрит в глаза.
В работе попробовать опираться на его сильные стороны. Морали не действуют вообще. Полезно приучать его, т. к. дли него главное, чтобы оставили его в покое. «Не важно, как выглядит для других, важно для себя». Ничего не навязывать, а приспособляться к ним.
Не призывать к совести, не читать морали.
Учитывать наличие страхов, методом наблюдения (особенно анализом рисунков) определить тематику страхов. Потом прорисовать их (из страшного сделать смешным), например, вместо ножа в руке нарисовать букет цветов и т. д. Страх сопряжен с любопытством - помочь преодолеть эту стену.
Помощь в развитии речи, внимания, моторики, формирование навыков
изобразительной деятельности.
Смягчение общего эмоционального дискомфорта, тревоги.
Стимуляция психической активности, направленной взаимодействие со
сверстниками и взрослыми (помощь в подготовке классных мероприятий).
Учитывать интерес к точным наукам - математике, физике и т. д.
Учитывать парадоксальность и непредсказуемость от мышления до чувств и поступков.
Отношения к ученику строить по методу: выделять его поведение, как отличное от других. Не навязывать поручение, но и не отвергать. Давать ему почувствовать принадлежность к классному коллективу.
«Один в поле не воин» — тренинг на сплочение класса
Занятие, посвященное сплочению классного коллектива и развитию навыков взаимодействия в команде, можно проводить на разных этапах учебного года: после каникул, при изменении состава класса, для лучшей адаптации новичков. Учитель сам определит, какую педагогическую задачу ему помогут решить предложенные упражнения.
Педагогическая задача тренинга
Мой новый восьмой класс, в котором я являюсь классным руководителем, был сформирован из вновь поступивших в школу ребят. С самого начала я уделяла особое внимание формированию классного коллектива, проводила с ребятами групповые занятия, беседы, внеклассные мероприятия, часть из которых они организовывали сами (конечно, в контролируемых и специально созданных условиях). В итоге образовался достаточно дружный коллектив, в котором микрогруппы доброжелательно взаимодействовали друг с другом; не осталось ребят, совсем исключенных из классной жизни.
Но в последнее время групповая динамика изменилась, стали выделяться ответственные и инициативные ребята, наверное, более трудолюбивые, на которых остальные начали «сваливать» внеклассные дела, поручения и организацию их собственных праздников.
На мой взгляд, это неправильная тенденция для коллектива, который просуществует еще минимум три года, поэтому я решила провести специальное занятие, направленное на сплочение коллектива. Были подобраны упражнения, выполнение которых не требует явного лидера, но невозможно без сплоченной работы всей команды, а успех команды зависит от успеха каждого участника. Все упражнения достаточно активные.
Время проведения: 60 минут. Необходимое оборудование: линии на полу, веревка, связанная в кольцо (ее длина должна быть достаточной, чтобы все участники могли взяться за веревку руками), доска.
1. Агрессивные дети часто бывают вооружены.
2. Никогда не позволять себе оскорбить их, в диалоге не использовать жаргонные и бранные слова — это не даст им права оскорблять Вас и не демонстрировать в поведении все, на что они способны.
3. Общение на равных, но не впадать в зависимость от них. Лучше несколько дистантно.
4. В открытую не бороться, т. к. это усугубит отношения. Следует учитывать особенности, бурные реакции.
5. Останавливайте спокойно, с невозмутимым лицом, действуйте при минимуме слов.
6. Обсуждайте поведение только после успокоения.
7. Мстительны, иногда годами ждут, чтобы отомстить, поэтому лучше не отвергать их.
8. Выясните, как возникает агрессивное поведение и каково возможное решение. «Имя... , ты расстроился, потому что ... . Ты можешь переживать, не имевши права обижать других. Что нужно сделать, чтобы успокоиться и при этом ни на кого не нападать?» Предлагайте что-то свое только в дополнение сказанному.
9. Пусть за что-то отвечает в школе.
10. Перед сильными элементы раболепия, со слабыми агрессивны. Могут быть назойливы, слащавы. Необходимо понимать этот механизм, в работе учитывать это и не дать себе обидеться по мелочам на него.
11. Нельзя угрожать и шантажировать, т. к. в какой-момент это перестает действовать и Вы будете неубедительны и бессильны.
12. «Воинственность» ребенка можно успокоить своим спокойствием.
13. Свое плохое настроение не разряжать на нем.
14. Найти повод похвалить его, особенно это хорошо спустя некоторое время после наказания. Ребенок убедится, претензии были к его поступку, а не к личности в целом.
1. Ясно сформулировать взрослеющему человеку его права и обязанности, ограничить круг видов деятельности (которые ему разрешены и доступны) и ответственность за них. Настаивать на соблюдении принятых «правил игры», самим соблюдать их в тех случаях, когда другой стороне этого не удается. Быть терпеливым и помнить, чтобы избавиться от нежелательных привычек, нужны долгие месяцы.
2. В конфликтных ситуациях не стараться одержать победу любой ценой – мы тоже имеем право менять взгляды, мы не гарантированы от ошибок, кое в чем можем и уступить.
3. Действовать только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушивать все, не реагируя тотчас же, и только потом, выбрав подходящий момент, без раздражения высказать свое мнение, вносящее поправки в услышанное. Вскрывать причины неправильных взглядов подростка, показывать, в чем ошибочность его рассуждений, и таким путем развивать и направлять его мыслительный процесс, обеспечивая необходимыми источниками.
4. Быть самокритичными, принципиальными, стараться настолько укрепить доверие молодого человека, чтобы он делился с нами своими возможными неприятностями.
5. Не ставить на подростке крест, ведь его обостренное самолюбие и социальная поза возникли именно вследствие предыдущих социальных сбоев, которые постоянно напоминают о себе и подпитывают нежелательное поведение.
6. Не пытаться загнать подростка в угол, поставить в затруднительное
положение. Не прибегать к физическому наказанию.
7. Требуя что-то от подростка, нельзя торговаться.
8. Стараться соблюдать принцип А.С.Макаренко: чем больше мы уважаем человека, тем выше наши требования к нему.
9. Уметь смеяться. Раскрывать подросткам особенности их личности и
приемлемые для них черты нашей личности.
10. В личных беседах усиливать целенаправленную жизненную ориентацию подростков и развивать их идеал Я.
1. Вовлечь изолированного ребенка в интересующую деятельность.
2. Помочь достигнуть успеха в той деятельности, от которой, прежде всего, зависит положение ребенка (преодоление неуспеваемости и т.д.).
3. Постараться преодолеть аффективность (вспыльчивость, драчливость, обидчивость), которая часто является причиной и, конечно, следствием психологической изоляции.
4. У некоторых детей рекомендуется выработать уверенность в себе, отсутствие которой делает их слишком застенчивыми.
5. Хорошие результаты можно получить косвенными мерами: иногда полезно, чтобы робкого, одинокого ребенка поддержали авторитетные сверстники.
6. Необходимо избегать неумеренного захваливания или противопоставления учащихся друг другу.
7. Часто самое важное – наладить контакт ученика с педагогом. Дети должны увидеть, что педагог внимателен к ребенку и хорошо к нему относится.
8. Очень важно создать в классе атмосферу дружелюбия и искреннего стремления помочь товарищу.
Эмоциональное напряжение тревожных детей чаще всего проявляется в мышечных зажимах в области лица и шеи. Кроме того им свойственно зажатие мышц живота. Поэтому в работе с ребенком используются:
· релаксационные упражнения;
· игры, в основе которых лежит телесный контакт с ребенком;
· игры с песком, глиной, водой;
· различные техники рисования с красками (пальцами, ладошками и др.);
· элементы массажа и даже простое растирание тела;
· устраивать импровизированные маскарады, шоу, просто раскрашивать лица старыми губными помадами.
Эта работа заключается в обыгрывании как уже происходивших ситуаций, так и возможных в будущем.
Наиболее широкие возможности для работы в этом направлении предоставляет взрослым ролевая игра.
Играя роль слабых, трусливых персонажей, ребенок лучше осознает и конкретизирует свой страх. А используя прием доведения данной роли до абсурда, взрослый помогает ребенку увидеть свой страх с другой стороны (иногда комической), относится к нему как менее значимому.
Исполняя роли сильных героев, ребенок приобретает чувство уверенности в том, что он (как и его герой) способен справляться с трудностями.
При этом очень важно не только развивать игровую ситуацию, но и обсудить с ребенком то, как он может использовать опыт разрешения жизненных ситуаций.
В работе с маленькими детьми – младшего и среднего дошкольного возраста – наиболее эффективно использовать работу с куклами.
Выбор кукол осуществляется исходя из индивидуального пристрастия каждого ребенка. Он сам должен выбрать «смелую» и «трусливую» куклу. Роли следует распределять следующим образом: за «трусливую» куклу говорит ребенок, а за «смелую» – взрослый. Затем надо поменяться ролями. Это позволит ребенку посмотреть на ситуацию с разных точек зрения, а пережив вновь «неприятный» сюжет, избавиться от преследующих его негативных переживаний. Причем, если ребенок испытывает беспокойство при общении с взрослым, можно сочинить диалог, в котором кукла взрослого будет исполнять роль ребенка, а кукла ребенка будет отвечать за взрослого.
Благоприятный психологический климат в коллективе способствует гармоничному развитию личности ребенка и снижению уровня тревожности.
1. На родительских собраниях никогда не поднимайте вопрос о слабой учебной успеваемости конкретного ребенка, а тем более о неуспеваемости, о плохом поведении. Публично надо только хвалить. Причем, почти о каждом ученике желательно сказать при всех хорошие слова. А вот проблемы нужно решать только индивидуально, попросив родителей задержаться после собрания. Часто сами мамы и папы подходят после окончания собрания, чтобы подробнее узнать о результатах своего ребенка.
2. На родительских собраниях никогда не разбирайте индивидуальные детские проблемы. Темы собраний всегда продумываются заранее, они соответствуют возрасту детей, и информация, полученная на них (психологическая, медицинская, касающаяся развития школы) должна помогать родителям в контактах с детьми, школой, учителями. Все индивидуальные проблемы должны решаться с глазу на глаз. Если вы будете устраивать "публичные экзекуции", не удивляйтесь, что на собрания будет приходить все меньше и меньше родителей.
3. Никогда не ругайте ребенка, разговаривая с родителями, не говорите о нем в уничижительном тоне, не делайте о нем и его характере отрицательных выводов. Доведите до сведения родителей факты о плохой успеваемости, о нарушении дисциплины. Близкие люди обязаны знать обо всем, что происходит с их сыном или дочерью. Но выводы они могут делать только сами. Если от классного руководителя родители услышат нелицеприятные отзывы о дурном характере ребенка, это приведет либо к нежеланию поддерживать тесный контакт с классным руководителем, либо спровоцирует ответную агрессивную реакцию, вызванную обидой за ребенка.
4. Если возникла необходимость поставить родителей в известность о плохом поведении ребенка, сделайте это в виде обращения к ним за помощью. Опробуйте волшебное действие фразы: “У вашего сына (дочери) возникли некоторые проблемы. Давайте вместе ему поможем, он в этом так нуждается”. Поверьте, ни один родитель не откажется помочь.
5. Если в семье у ребенка все в порядке, тогда учитесь взаимодействию с ним у его родителей. Признать их опыт – это со стороны учителя проявление силы, а не слабости. Возможно, они помогут разрешить проблемы ребенка, потому что с ними он контактирует с большей готовностью, чем с вами. Но все, что они открывают, должно оставаться строго между вами.
Роль родителей в реализации задатков и способностей своих детей очень велика. Для учителя важно увидеть и помочь родителям разглядеть ростки будущих побед.
1. Рассказывайте родителям о плохом поведении их ребенка только в объективных терминах (конкретно), а не просто "Ваш Миша… мешает всем учителям".
2. Не обрушивайте на голову родителей сразу все проступки, назовите 2–3, иначе родители либо опускают руки, либо бьют ребенка от бессилия или злобы.
3. Не надо запугивать родителей. Достаточно просто проанализировать данную ситуацию ("двойка", ссора с кем-то, невыполнение домашнего задания, нарушение дисциплины…) Не надо говорить о том, что может произойти, а может и не произойти.
4. Полезны позитивные предсказания. Сделайте акцент на положительных качествах ученика, его малейшем успехе в чем-то и выразите свою уверенность в будущем успехе при условии помощи родителей своему ребенку.
5. Помните, что родители – обычные люди. Не надо обижаться на них из-за их неумения или невнимания. Часто то, что вы от них требуете, – проблема учителей, а не родителей (например, изменение отношения конкретного ребенка к конкретному предмету, грубость в общении с определенными учителями или учениками).
6. Приглашайте к сотрудничеству не только родителей, но и самих учеников, как бы возлагая на них часть ответственности за успех общего дела. Иногда открытия учеников относительно себя самих и своих товарищей могут оказаться более точными, чем заключения взрослых. Вместе с тем, когда ученики видят, что их "плохое" поведение дружно пытаются исправить и родители, и учителя, они понимают, что действительно пора что-то менять.
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) (burnout – сгорание, выгорание) это состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиональной сфере. Характеризуется физическим утомлением, чувством эмоциональной усталости и опустошенности, в отдельных случаях – бесчувствием и негуманным отношением с коллегами, ощущением некомпетентности в профессиональной сфере, неуспеха в ней и в личной жизни, пессимизмом, снижением удовлетворенности от повседневной работы.
«Синдром эмоционального выгорания» характерен только для представителей коммуникативных профессий.
Наиболее ярко выгорание проявляется в случаях, когда коммуникации отягощены эмоциональной насыщенностью, как правило, на почве стресса.
Причины СЭВ могут быть классифицированы на две группы:
1) субъективные (индивидуальные) связаны: с особенностями личности, возрастом (молодые сотрудники больше подвержены риску «выгорания»). .Больше всего подвержены «сгоранию», и первыми выходят из строя, как правило, самые лучшие сотрудники - те, кто наиболее ответственно относится к своей работе, переживает за свое дело, вкладывает в него душу.
2) объективные (ситуационные) напрямую связанные со служебными обязанностями, например: с увеличением профессиональной нагрузки, недостаточным пониманием должностных обязанностей, неадекватной социальной и психологической поддержкой.
1. Эмоциональное истощение – первая стадия профессионального выгорания. Она проявляется в эмоциональном перенапряжении, чувстве нехватки сил до конца рабочего дня и на следующий день, и как результат - в сниженном эмоциональном фоне. Восприятие приглушается, утрачивается острота чувств, возникает ощущение «пустоты», равнодушие ко всему окружающему, в первую очередь к профессиональной деятельности. На этой стадии синдром выгорания еще может рассматриваться в качестве защитного механизма, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать свои энергетические ресурсы.
2. Затем начинают раздражать люди, с которыми приходится работать, теряется интерес к общению. Это характерно для второй стадия выгорания – деперсонализации. Она проявляется в деформации (обезличивании) межличностных отношений. В одних случаях повышается негативизм, активизируются циничные установки и чувства в повседневных контактах с коллегами. В других случаях, наоборот, повышается зависимость от других. Причем «выгорающий» сам не понимает причины своего раздражения и начинает искать их вокруг себя, как правило, на работе.
3. На третьей стадии – редукции личностных достижений – отмечается резкое падение самооценки, которое может проявиться в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов. Общение с людьми вызывает дискомфорт.
Так как «выгорание» нарастает постепенно, мы продолжаем работать в том же режиме с тяжелыми психологическими перегрузками до тех пор, пока не наступят критические его проявления: физические, психологические и поведенческие.
К физическим проявлениям относятся:
- снижение аппетита;
- сильная усталость, утомление после активной профессиональной деятельности, при этом обычный для человека отдых не приводит его в норму;
- частые головные боли, постоянные колебания давления;
- нарушения сна или полная бессонница.
Психологические симптомы:
- повышенная раздражительность, чувство усталости и депрессии;
- разочарование в работе и личной жизни;
- потеря самоуважения и уверенности в себе;
- снижение интереса к работе;
- чувство неадекватности, безнадежности, бессмысленности происходящего и необъяснимой вины;
- частой смене настроения;
- личная отстраненность, то есть значимые события, происходящие вокруг человека, вызывают у него слабый эмоциональный отклик либо просто его не волнуют;
- чувство несостоятельности, безысходности, потере веры в завтрашний день и
Поведенческие проблемы могут быть следующие:
- эмоциональные «взрывы», немотивированная смена настроения;
- отрицательный настрой по отношению к выполняемой работе, отсутствие инициативы, мотивации;
- падение продуктивности труда;
- ограничение общения с коллегами, друзьями и знакомыми;
- трудности при общении с окружающими, появление негативного к ним отношения;
- утрата чувства юмора, негативное отношение к себе.
Наличие у человека одного или нескольких таких признаков указывает на начавшийся процесс «выгорания».
Упражнение «Дайте волю подсознанию»
Инструкция: Сядьте удобно, закройте глаза. Вдох, выдох...
Интерпретация.
Лес – символическое отражение вашего детства и детских представлений о жизни. Чем радостнее вам в лесу, тем более позитивны ваши детские воспоминания; если же воображение нарисовало мрачную, пугающую картину, то, возможно, ваше детство было довольно трудным и прежние представления сказываются теперь на вашу жизнь.
Ключ - ваше отношение ко всему новому, что приносит жизнь. Если вы подняли ключ или обрадовались ему, значит, вы как минимум готовы принимать перемены.
Река – олицетворяет течение вашей жизни. Вспомните, насколько стремительным вам представлялся поток, насколько чиста в нём вода. Камни на дне символизируют трудности, которые вы преодолеваете с детства.
Забор – символ преград, которые подстерегают человека на жизненном пути. Обратите внимание, какой забор – символическая изгородь или великая Китайская стена.
Нора – ваше восприятие скрытой опасности. Если вы смело полезли в нору – вы безрассудный или чересчур любознательный человек.
Дом – это вы сами. Насколько вам там нравится, настолько же хорошо вам с самим собой. Те комнаты, которые вы увидели, - это наиболее важные аспекты жизни. Там, где вам нравится, всё хорошо, если же в какой-то из комнат беспорядок, возможно, у вас проблемы в этой сфере.
Табличка на двери говорит о том, кем вы сами себя считаете (у кого-то написано имя, у других – все регалии и заслуги, у кого-то мелом просто нацарапано).
Чердак - метафора образования, культуры и разных навыков, привитых вам. Если там всё запущено, то, наверное, вы не знаете, зачем столько сил приложили когда-то, чтобы получить диплом.
Чайки – это ваши родственники. В идеале их довольно много и они украшают пейзаж. Если же назойливо кричат и чуть ли не бьют крыльями по лицу, вероятно, у вас напряжённые отношения с близкими. Полное отсутствие чаек на горизонте – тревожный сигнал одиночества.
Море – ваша чувственная сторона личности. По тому, насколько бурным вам представляется оно, можно судить, какие отношения с людьми вы любите: тихие и спокойные или всплеск эмоций, чувств.
Корабль – воплощение вашей главной мечты на сегодняшний день. Насколько она достижима и красива, определяется по тому, какой корабль и на сколько далеко от берега он находится.
И ещё... То, как вы перелезли через забор и переправились через реку, показывает, насколько легко вы преодолеваете препятствия. Если отвечали честно и у вас нет каких-то особенных страхов (вода или высота), то характер преодоления обоих препятствий будет одинаковый. Если в вашем воображении, откуда ни возьмись, взялся помощник, материализовались мост, лодка или человек, значит. Вы мало рассчитываете на себя.
Притча о тех, кому трудно.
Профессор взял стакан с водой, вытянул вперед руку и спросил своих учеников:
- Как вы думаете, сколько весит этот стакан?
В аудитории оживленно зашептались.
- Примерно 200 грамм! Нет, грамм 300, пожалуй! А может и все 500! – стали раздаваться ответы.
- Я конечно не узнаю точно, пока не взвешу его. Но сейчас это и не нужно. Мой вопрос вот какой: что произойдет, если я буду так держать стакан в течение нескольких минут?
- Ничего!
- Действительно, ничего страшного не случится, - ответил профессор. – А что будет, если я стану держать этот стакан в вытянутой руке, например, часа два?
- Ваша рука начнет болеть.
- А целый день?
- Ваша рука онемеет, у вас будет сильное мышечное расстройство и паралич. Возможно, даже придется ехать в больницу, - сказал один из студентов.
- Как, по-вашему, вес стакана изменится от того, что я его целый день буду просто держать?
- Нет! – растерянно ответили студенты.
- А что нужно делать, чтобы все это исправить?
- Просто поставьте стакан на стол!» - весело сказал один студент.
- Правильно! – ответил профессор.
- Точно так же обстоят дела со всеми жизненными трудностями. Подумай о какой-нибудь проблеме несколько минут, и она окажется рядом с тобой. Подумай о ней несколько часов, и она начнет тебя засасывать. Если будешь думать целый день, она тебя парализует. Можно думать о проблеме, терзаться из-за нее, но как правило, это не к чему не приводит. Ее «вес» не уменьшится. Справиться с проблемой позволяет только действие.
Профилактика синдрома эмоционального выгорания
Техники профилактики СЭВ могут быть различными:
Массажный комплекс «Караван».
Это комплекс для спины. Участникам необходимо встать в круг друг за другом и выполнять действия, которые зачитывает ведущий.
- Шел по пустыне караван (складываем пальцы обеих рук в кулаки и имитируем ими шаги вдоль спины).
- На одном верблюде ехал падишах АХ (сильно поглаживаем кулаками вдоль спины, сопровождая каждое движение глубоким вздохом «АХ»).
- На другом верблюде ехала красавица ОХ (легко поглаживаем кулаками вдоль спины, сопровождая каждое движение вздохом «ОХ»).
- А за ними бежала любимая собачка красавицы – ИХ-ИХ (имитируем двумя пальцами руки легкие и быстрые шаги, сопровождая их звуками «ИХ-ИХ»).
- Вдруг в пустыне подул ветер: сначала сверху вниз и снизу вверх, а затем слева направо и справа налево (гладим спину кистями рук в указанных направлениях).
- Ветер стал таким сильным (движения становятся быстрее и интенсивнее), что в глаза всадникам начал попадать песок (выполняем пальцами точечные нажимы на спину).
- И караван пошел быстрее, а потом и вовсе побежал: сначала падишах АХ (кулаками обеих рук имитируем быстрые шаги вдоль спины), потом красавица ОХ (выполняем те же движения, но легче), затем собачка красавицы ИХ-ИХ (имитируем двумя пальцами руки легкие и быстрые шаги).
- Иногда из-за сильного ветра путники сталкивались друг с другом (кулаками обеих рук имитируем столкновения).
- Ветер постепенно стих (мягко и плавно поглаживаем спину ладонями слева направо и справа налево), но как, же все устали… (мягко и плавно поглаживаем спину ладонями сверху вниз).
- Остановился караван, и начали путники жалеть друг друга (поглаживаем ладонями плечи, а затем сверху вниз спину).
- После отдыха все развеселились, стали шутить (щекочем) и улыбаться (улыбаемся).
Говорят карандаш обладает качествами, которые необходимы нам, если мы хотим прожить жизнь в ладу со всем миром.
Чтобы писать, приходится затачивать карандаш. Эта операция немного болезненна для него, но зато после этого карандаш пишет более тонко. Следовательно, умейте терпеть боль, помня, что она облагораживает нас.
Упражнение «Мудрец из храма».
Инструкция: «Сядьте удобно. Расслабьтесь. Закройте глаза.
Представьте себя стоящем на поляне в летнем лесу. Густая трава подымается до колен, и лепестки цветов касаются ваших ног. Вокруг деревья, их листвой шелестит теплый ветерок. Солнечные лучи создают причудливую мозаику света и тени. До вас доносятся пересвисты птиц, стрекотание кузнечиков, потрескивание веток. Вам приятен аромат трав и цветов. Кудрявые барашки в синеве летнего неба предвещают отличную погоду.
Вы пересекаете поляну и углубляетесь в лес. Под вашими ногами узкая тропинка. Она едва заметна в траве. Видно, по ней нечасто ходят. Вы не торопясь идете по лесу и неожиданно видите сквозь кроны деревьев крышу здания необычной архитектуры. Вы направляетесь к этому зданию. Деревья отступают, и вы оказываетесь перед удивительным строением. Это храм. Он стоит далеко от суеты городов и уличной толкотни, от погони за призрачным счастьем. Этот храм – место тишины и спокойствия, место для размышлений и углубления в себя. Несколько широких ступеней ведут к тяжелой дубовой двери. Солнечные лучи играют на позолоте узоров, украшающих дверь. Вы подымаетесь по ступеням и, взявшись за золотую ручку, открываете дверь. Она поддается неожиданно легко и бесшумно. Внутри храма – полусумрак и приятная прохлада. Все звуки остаются снаружи. На стенах старинные росписи. Повсюду полки, на которых множество книг, странных фолиантов, свитков. Напротив двери, через которую вы вошли, – большой дубовый стол, за которым сидит старец в белоснежной одежде. Его добрые и мудрые глаза устремлены на вас. Прямо перед ним в подсвечнике горит свеча.
Подойдите поближе к старцу. Это мудрец, знающий все сокровенные тайны мира, события прошлого и будущего. Вы можете спросить его о том, что вас волнует, – и, возможно, вы получите ответ, которого так долго искали... Мудрец указывает вам на свечу. Вглядитесь в это живое пламя, в его волшебную сердцевину. Смотрите на него... Внутри пламени появляется сначала размытый, а теперь все более четкий образ... Переведите взгляд на мудреца. Он держит в руках календарь. На листе календаря четко выделяется дата запомните ее...
Время посещения храма заканчивается. Поблагодарите мудреца за то, что встретился с вами...
Вы выходите из храма и прикрываете за собой дверь. Здесь, снаружи, по-прежнему солнечный день. Вы спускаетесь по ступеням и снова выходите на лесную тропинку, по которой возвращаетесь к полянке, где началось ваше путешествие. Вы останавливаетесь, в последний раз окидываете взглядом пейзаж вокруг... и вновь переноситесь сюда, в эту комнату...
Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия, в силу их наименьшей защищенности, не теряет актуальности. Выявление несовершеннолетних, ставших жертвой насилия, наряду с сотрудниками территориальных органов внутренних дел, осуществляется педагогическими работниками учреждения образования (ст. 9 Закона Республики Беларусь от 19.11.1993г. «О правах ребенка»).
Педагогическим работникам!!! В ходе образовательного процесса, изучения особенностей семейного воспитания обучающихся, при проведении бесед с обучающимися и их законными представителями необходимо обращать внимание на:
Особенности взаимоотношений в семье, которые должны привлечь внимание педагогического работника:
Также поводом для информирования законных представителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних может быть:
Кого и как информировать???
При выявлении признаков (фактов) насилия над ребенком указанных выше или при получении информации от третьих лиц педагогические работники незамедлительно (в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня) информируют (в устной форме) об этом своего руководителя и специалиста социально-педагогической и психологической службы учреждения образования.
В случае если стало известно о факте насилия, совершенном законным представителем, руководитель учреждения не информирует последнего.
Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию!