Министерство образования Республики Беларусь
Управление образования Лидского райисполкома
Государственное учреждение образования
"Средняя школа №9 г.Лиды имени А.В.Ничипорчика"
Методические рекомендации по организации питания в учреждениях образования в 2023/2024 учебном году (читать на сайте https://adu.by/images/2023/08/Metod-rekomend-organizaciya-pit-2023-2024.pdf)
(читать на сайте https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=C22200917&p1=1&p5=0)
Постановление Совета Министров от 23 августа 2023 г. (читать на сайте https://adu.by/images/2023/08/PSM-555-23.08.2023.pdf)
Комплексная система мер, направленная на пропаганду здорового питания и формирования правильного пищевого поведения учащихся на 2023/2024 учебный год
Рациональное питание обучающихся - одно из условий создания здоровьесберегающей среды в учреждениях общего среднего образования, снижения отрицательных эффектов и последствий функционирования системы образования. Недостаточное поступление питательных веществ в детском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, способствует проявлению обменных нарушений и хронической патологии.
Необходимость серьезно заниматься формированием культуры здоровья в системе общего образования, обусловлена рядом объективных причин:
фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, а, следовательно, здоровые интересы и привычки, ценностное отношение к здоровью целесообразно начать развивать именно в этот период;
в этом же возрасте закладываются и основы здорового образа жизни, как система норм и правил, усваиваемых ребенком в специально проецируемой деятельности;
школьный период в развитии наилучший период в формировании ключевых знаний об особенностях развития человеческого организма, о факторах и способах сохранения и развития здоровья.
Вопросы организации школьного питания в последние годы вызывают повышенный интерес. Педагогический коллектив школы сегодня уделяет большое внимание вопросам жизни и здоровья детей и подростков. Особенно сейчас остро встал вопрос об организации правильного школьного питания. Питание должно быть сбалансированным, то есть, чтобы полноценно развиваться, в течение дня ребенок должен получать необходимый для этого минимум пищевых и минеральных веществ. Если учесть, что большую часть времени дети проводят в школе, то и полноценно питаться они должны здесь же.
П. Цели, задачи, реализация
ЦЕЛЬ:
Создание условий, способствующих укреплению здоровья, формированию навыков правильного здорового питания и поиск новых форм организации горячего питания.
ЗАДАЧИ программы:
организация образовательно – разъяснительной работы по вопросам здорового питания;
контроль соответствия школьного питания детей нормам и стандартам, разработанным и рекомендованным Министерством здравоохранения Республики Беларусь;
создание условий для достижения 100% - го охвата горячим питанием обучающихся 1-11 классов.
В реализации программы принимают участие:
Семья:
- организация контроля за питанием детей в школьной столовой;
- общешкольный комитет.
Администрация:
- индивидуальные беседы;
- пропаганда санитарно-гигиенических знаний среди участников образовательного процесса.
Педагогический коллектив:
- совещания;
- семинары;
- пропаганда здорового образа жизни.
III. Ожидаемые результаты реализации программы.
Реализация мероприятий Комплексной системы мер позволит организовать 100%-ный охват детей, питающихся в школьной столовой, улучшить качество питания школьников и обеспечить его безопасность, использовать современное высококачественное оборудование, позволяющее при минимальных затратах обеспечить питание школьников на уровне требований сегодняшнего дня.
№ |
Наименование мероприятий |
Сроки выполнения |
Исполнители |
Отметка об исполнении |
1. Организационные мероприятия |
||||
1. |
Разработка и составление плана работы на 2023/2024 учебный год. |
Август 2023 года |
Члены совета по питанию |
|
2. |
Организационные мероприятия по увеличению показателя охвата горячим питанием. |
В течение учебного года |
Члены совета по питанию |
|
3. |
Разработка режима работы столовой, разработка графика приема пищи учащимися, графика дежурства педагогических работников по столовой. |
Август 2023 года |
Филипчик С.В. Каминская Н.П. |
|
2. Общие вопросы питания |
||||
1. |
Организация льготного питания учащихся. |
август-сентябрь 2023 года, далее – постоянно |
Классные руководители, комиссия по освобождению от платы за питание |
|
2. |
Организация диетического питания учащихся, имеющих медицинские показания. |
В течение учебного года |
Классные руководители, Ветошкина Н.В., врач-педиатр |
|
3. |
Разъяснительная работа с родителями о порядке организации питания, о необходимости горячего питания в учреждении образования. |
В течение учебного года |
Классные руководители |
|
3. Контроль, коррекция, анализ |
||||
1. |
Организация питания в столовой. Выполнение санитарно-гигиенических норм. |
постоянно |
Филипчик С.В. Каминская Н.П. |
|
2. |
Проверка соответствия горячих блюд разработанному меню. Контрольное взвешивание блюд. |
Ежедневно
|
Члены бракеражной комиссии |
|
3. |
Проверка правильности закладки продуктов. Проверка норм выхода готовой продукции. |
Ежедневно
|
Члены бракеражной комиссии |
|
4. |
Проверка качества приготовления блюд. Проверка правильности отпуска блюд. |
Ежедневно |
Члены бракеражной комиссии |
|
5. |
Проверка осуществления дежурства учителей по столовой. Организация дежурства учащихся в столовой. |
Постоянно |
Руководство школы |
|
6. |
Контроль за соответствием количественного состава льготных категорий питающихся. |
Ежемесячно |
Любянец О.Р. |
|
7. |
Отчёт комиссии по организации льготного питания. |
Май |
Любянец О.Р. |
|
8. |
Контроль за организацией льготного питания. |
Постоянно |
Филипчик С.В. Каминская Н.П. |
|
9. |
Контроль за соблюдением учащимися графика посещения столовой, порядком во время приема пищи, дежурством учащихся по столовой. |
Ноябрь, январь, март |
Члены совета по питанию |
|
4. Работа с законными представителями учащихся |
||||
1. |
1. Индивидуальные консультации, рекомендации по вопросам питания детей дома. |
Ежемесячно |
Классные руководители, Дайлидко А.М., фельдшер школы, |
|
2. |
1. Совместное творчество «Моя любимая каша». |
Декабрь |
Классные руководители I-IV классов |
|
3. |
2. Анкетирование «Здоровое питание – здоровый ребенок». |
Сентябрь, январь |
Члены совета по питанию |
|
4. |
3. Мастер-класс «Завтрак для школьника». |
Ноябрь |
Классные руководители |
|
5. |
Лекторий для родителей «Правильное питание — залог здоровья». |
Март |
Классные руководители, Дайлидко А.М., фельдшер школы |
|
6. |
Информирование родителей по вопросам здорового питания с использованием буклетов, информационных стендов. |
В течение года |
Классные руководители, администрация |
|
7. |
Памятка «Мы в ответе за здоровье детей». |
Сентябрь, ноябрь, апрель |
Классные руководители, Дайлидко А.М., фельдшер школы |
|
8. |
Мастер-класс по приготовлению блюд «Самы смак». |
Март |
Классные руководители |
|
9. |
Памятка для родителей «10 самых полезных продуктов питания для детей». |
В течение учебного года |
Классные руководители, члены совета по питанию |
|
5. Работа с учащимися |
||||
1. |
Консультации о необходимости горячего питания. |
В течение учебного года |
Дайлидко А.М., фельдшер школы, классные руководители |
|
2. |
Привитие санитарно-гигиенических норм и культуры поведения в столовой. |
В течение учебного года |
Классные руководители
|
|
3. |
Тематические классные часы с привлечением медицинских работников («Здоровое питание — здоровая нация», «Азбука здорового питания», «В стране здоровья и др.). |
В течение учебного года |
Дайлидко А.М., фельдшер школы, классные руководители |
|
4. |
Интерактивные занятия «Я то, что я ем», «Секреты правильного питания», «Здоровая еда». |
Апрель |
Классные руководители
|
|
5. |
Конкурс агит-бригад «Я и моё здоровье». |
Март |
Классные руководители |
|
6. |
Конкурс буклетов «Правильное питание». |
Февраль |
Классные руководители |
|
7. |
4. Челлендж "Здоровое питание — это здорово!" |
Январь |
Классные руководители |
|
8. |
5. Фотоколлаж «Здоровое питание в нашей семье». |
Февраль |
Классные руководители |
|
6. Взаимодействие с санитарными службами |
||||
1. |
Выполнение санитарно-гигиенического режима, контроль за качеством продукции, проверка выхода готовой продукции по санитарным нормам. |
В течение учебного года |
ГУ «ГЗЦГиЭ» |
|
2. |
Работа с родителями и учащимися. Обучение основам рационального и здорового питания. |
В течение учебного года |
Специалисты ГУ «ГЗЦГиЭ» |
|
ВЫПИСКА
ИЗ ПОЛОЖЕИЯ «Об организации питания обучающихся,
получающих общее среднее, специальное образование на уровне общего среднего образования», утвержденного ПОСТАНОВЛЕНИЕМ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 14 октября 2019, № 694 ( в редакции Постановления Совета Министров от 27.12.2022 № 917)
ГЛАВА 2
ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИМСЯ
3. Бесплатным питанием за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов обеспечиваются обучающиеся учреждений общего среднего образования при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, образовательных программ специального образования на уровне общего среднего образования, а также учреждений высшего образования при освоении содержания образовательной программы среднего образования:
4. Обучающиеся в специальных общеобразовательных (специальных общеобразовательных школах-интернатах), вспомогательных школах (вспомогательных школах-интернатах), центрах коррекционно- развивающего обучения и реабилитации на период обучения бесплатно обеспечиваются этими учреждениями образования одно-, двух-, трех- или четырехразовым питанием в зависимости от длительности пребывания в учреждении образования.
5. В учреждениях образования обучающимся предоставляется питание в учебные дни. К учебным дням относятся дни, в которые проводятся учебные занятия.
В учреждениях образования с круглосуточным пребыванием обучающимся предоставляется питание на период их пребывания в учреждении образования.
6. За счет средств республиканского и (или) местных бюджетов предоставляется бесплатное одноразовое питание обучающимся (если им не предусмотрено бесплатное питание в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 3 настоящего Положения):
7. За счет средств республиканского бюджета, выделяемых на ликвидацию последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, предоставляется бесплатное питание обучающимся, постоянно (преимущественно) проживающим на территории радиоактивного загрязнения, а также проживающим на территории, не подвергшейся радиоактивному загрязнению, и получающим общее среднее, специальное образование на уровне общего среднего образования в начальных, базовых, средних школах, гимназиях, лицеях, учебно-педагогических комплексах, специальных общеобразовательных школах, вспомогательных школах на территории радиоактивного загрязнения в зоне:
Обучающимся, посещающим группы продленного дня, предоставляется бесплатное питание дополнительно к питанию, указанному в части первой настоящего пункта.
Обучающиеся первых классов, постоянно (преимущественно) проживающие на территории радиоактивного загрязнения, которые обучаются на базе учреждений дошкольного образования, а также проживающие на территории, не подвергшейся радиоактивному загрязнению, которые обучаются на базе учреждений дошкольного образования на территории радиоактивного загрязнения, обеспечиваются бесплатным питанием по нормам, установленным для учреждений дошкольного образования в зависимости от режима их работы.
Обучающиеся, постоянно (преимущественно) проживающие на территории радиоактивного загрязнения и получающие образование на дому, которые по состоянию здоровья не могут посещать учреждения общего среднего и специального образования, получают компенсацию стоимости питания в виде денежной компенсации или набора продуктов (по решению местного исполнительного и распорядительного органа) исходя из установленных денежных норм расходов на питание (без учета повышающего коэффициента), количества учебных дней и кратности питания, установленной в части первой настоящего пункта.
Обучающиеся, постоянно (преимущественно) проживающие на территории радиоактивного загрязнения и получающие общее среднее, специальное образование на уровне общего среднего образования в начальных, базовых, средних школах, гимназиях, лицеях, учебно- педагогических комплексах, специальных общеобразовательных, вспомогательных школах на территории, не подвергшейся радиоактивному загрязнению, обеспечиваются бесплатным питанием в соответствии с кратностью, установленной в абзаце третьем части первой и части второй настоящего пункта.
8. Питание обучающихся первых классов, которые обучаются на базе учреждений дошкольного образования, организуется и оплачивается в порядке, установленном законодательством для воспитанников учреждений дошкольного образования.
Правильно питаясь сегодня – Вы заботитесь о своем здоровье на многие годы
Система правильного питания – это самая настоящая база, на основе ее легко строится общее здоровое состояние организма, отличное настроение и внешняя привлекательность, заменить которую не в состоянии никакая косметика. Если придерживаться элементарных правил правильного питания, то большинство болезней обойдут вас стороной, а бодрость духа и энергия никогда не иссякнут.
ГЛАВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВИЛЬНОГО ПИТАНИЯ:
Сбалансированность питания, в первую очередь, отражает соответствие калорийности пищи тому, сколько энергии человек расходует, насколько активно он двигается. Меняя баланс основных компонентов пищи (углеводов, белков и жиров), можно построить рацион правильного питания. Немаловажную роль в меню здорового питания играет и природная, изначальная совместимость продуктов. Об этом можно почитать в статье о раздельном питании.
С чего начать правильное питание
Особых секретов в том, как перейти на правильное питание нет. А главное – здоровая пища не требует дополнительных финансовых расходов, непосильных для бюджета семьи. Продукты здорового питания не должны быть сильно дорогие – достаточно того, что они будут натуральными и свежими. Весь нюанс в том, как будут эти продукты приготовлены и употреблены.
Начнем с того, что длительная термическая обработка всегда «убивает» львиную долю пользы в любом продукте питания. Потому она должна быть минимальна. Не стоит забывать и о том, что жареная пища, во-первых, мало полезна для желудка априори, а во-вторых, вредна из-за контакта с жирами, в которых готовилась, - даже свежий жир «на одну жарку» вреден, а используемый повторно «дарит» канцерогены! Один из лучших способов готовки на сегодня – пароварка.
Обязательны в рационе правильного питания продукты, представляющие все пищевые группы (от зелени и фруктов до бобов и масел). Процентное соотношение их может обуславливаться вашими вкусовыми предпочтениями и особенностями организмов членов семьи, но разнообразие и охват всего спектра – требование, непременное для полноценного обеспечения человеческого организма витаминами.
Регулярность и точность по времени в приемах пищи – залог четкой «работы» не только ЖКТ, но и всей системы в целом. Питание по часам, в конечном итоге, регулирует сон, нервную систему, нормализует состояние сосудов и давление.
Минимум соли, ограничение сахара, контроль булочек и пирожных, замена шипучих напитков на травяной чай или компоты – ко всему этому привыкнуть проще, чем вы думаете. За 21 день организм человека полностью перестраивается, в том числе и в плане вкусовых предпочтений.
Перекусы в правильном питании тоже подвергнутся изменению. Во-первых, лучше забыть о частом употреблении булочек, пирожных и прочих мучных, сладких изделий. Согласно правильному питанию завтрак лучше провести с кашей, бананом, кефиром и пр., а булочку, пирожное отложить в сторону. Кроме того, течение дня все любят "таскать" по офису печенье и конфеты, что тоже приводит к употреблению лишних калорий, которые в итоге накапливаются в таком количестве, что не сжигаются и откладываются в жировых складках. Никто не говорит, что нужно полностью ограничить себя от употребления "вкусняшек", но их количество надо научиться контролировать и позволять себе их строго до обеда.
На поздний ужин правильное питание советует готовить мясо и зеленый салат. Мясной белок остается одним из самых полезных и почти незаменимых ингредиентов, а углеводы можно получить не только из макарон, риса и гречки, но и из овощей. К тому же овощи содержат клетчатку, которая улучшит работу ЖКТ.
Главный закон здорового питания
Главный принцип здорового питания – сбалансированность. Начиная с элементарного соотношения потребляемых нами калорий и нашей двигательной активности и заканчивая разумным балансом продуктов из разных групп, а не только поеданием тех, что «нравятся».
Как пример – нейтральные и включаемые в большинство диет яблоки. Пару-тройку дней на яблоках для организма весьма полезно, неделю – уже вред, поскольку человек перестает получать жиры и другие компоненты, отсутствующие в яблоках. Второй пример – ароматное сливочное масло. Жир в чистом виде. Неуемное его потребление – это не просто ожирение, но и проблемы с печенью. А тонкий слой на утреннем тосте – заряд энергии и сил, нужный для начала продуктивного дня. Здоровое питание - здоровая жизнь!
Калории должны расходоваться!
Это не значит, что можно кушать низкокалорийные фрукты и лежать целыми днями в постели. Результат не понравится – кожа приобретет цвет, напоминающий яблоки-симиренки, а сил не останется вовсе. Активное движение не только мышцы тренирует, но и нормализует функции внутренних органов. Не хотите в спортзал или заняться уборкой? Просто потанцуйте, как в юности – дома, спонтанно, для себя! Польза правильного питания всегда будет неполноценной без нормальной физической активности.
Разнообразие в пище должно быть!
В начале своего пути к здоровому образу жизни многие интересуются списком продуктов для правильного питания. Это не совсем верный шаг. Проще будет узнать перечень вредных продуктов и исключить их полностью или частично. Большинство профессиональных спортсменов питаются точно теми же продуктами, что и все остальные люди. Весь секрет в сбалансированности ингредиентов, дроблении приемов пищи, и методах приготовления.
Не говорите, что вы что-то не любите – просто попробуйте приготовить этот продукт по-другому! Невкусная фасоль? Не варите ее в борще, а приготовьте в пароварке с восточными специями: куркумой, смесью перцев, россыпью трав. Прочитайте, один из наших рецептов и Вам сразу станет ясно - это вкусно!
В рационе обязаны присутствовать все продуктовые группы. Каши из круп. Свежая зелень. Мясо и рыба, а не куриные крылышки из ближайшего «фаст-фуда». Не любите отварное или паровое? Запекайте в духовке! Овощи, фрукты, свежие и несоленые орешки (не те, что «к пиву»), растительные масла и животные жиры (но не спреды!). Яйца, в том числе и перепелиные. Молочный спектр – и непременно кисломолочные продукты (кефир или ряженка, сметана в меру).
А вот майонезы и прочие магазинные соусы, кетчупы и пакетики «быстрых» супов – это не разнообразие, а медленная «порча» организма. Сначала для желудка и других органов, потом – для нервной системы и работоспособности.
Правильное питание - залог здоровья!
Баланс макронутриентов
Этим сложным словом всего лишь называют жиры, углеводы и белки. Правильный их баланс и является главным правилом здорового питания. Энергетики-жиры дают силу, строители-белки запускают внутренние обменные и прочие процессы, умницы-углеводы питают не только мозг, но и выносливость организма в целом. И только сбалансированные в единую пищевую систему, они способны сделать человека энергичным, здоровым и жизнерадостным.
Примерное меню правильного питания на неделю
В сети Интернет очень сильно распространена информация по правильному и здоровому питанию на неделю, но следует понимать, что правильное питание — это здоровый образ жизни, который соблюдается не какой-то конкретный промежуток времени, а каждый день на протяжении всего времени. Резкое изменение рациона в сторону здорового питания может стать серьезным стрессом для организма. К тому же нужно помнить о физических нагрузках, которые позволяют сжигать лишние калории, накопленные за день и не позволяют организму застаиваться, способствуют улучшению кровообращения, работы ЖКТ и сердечно-сосудистой системы.
Соблюдать и планировать правильный режим питания не неделю достаточно проблематично, но вот план на день составлять точно необходимо! А если вы справитесь с задачей на день, то и в рамках недели не возникнет никаких проблем.
Примерный рацион здорового питания на день или схема правильного питания:
Важно заметить, что правильное питание для снижения веса почти не отличается от описанного выше. Понятное дело, что снижение веса - процесс оздоровительный, который лучше всего согласовывать со специалистами в этой области, но концепция и схема скорее всего не изменятся.
К тому же, важно понимать, что диета, продукты и меню правильного питания для людей, занимающихся спортом будут значительно отличаться от вышеуказанного, т. к. организм у этих людей потребляет на много больше микро и макроэлементов, калорий и пр.
Как видите, здоровый образ жизни и питание в этот период очень просты для понимания. Наибольшая проблема - отказ от любимых "вредных" блюд. Надеемся, что мы ответили на вопрос как правильно составить правильное питание и помогли вам в формировании здоровой и бодрой жизнедеятельности.
Совет по питанию
Основными задачами учреждения образования по организации питания учащихся являются:
Для четкой организации питания и контроля за качеством питания в учреждении образования функционирует Совет по питанию.
Организация деятельности Совета по питанию
В своей деятельности Совет руководствуется законодательными и иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь, приказами и распоряжениями органов управления образования.
Состав Совета по питанию утверждается приказом руководителя школы на каждый учебный год.
Работа Совета по питанию осуществляется в соответствии с планом, согласованным с администрацией образовательного учреждения.
Результаты проверок и меры, принятые по устранению недостатков, оформляются актами и рассматриваются на заседаниях Совета по питанию с приглашением заинтересованных лиц.
Заседания Совета по питанию оформляются протоколом.
В 2023/2024 учебном году в состав Совета по питанию входят:
Филипчик С.В. – председатель совета по питанию, заместитель директора по учебной работе;
Каминская Н.П. – член совета по питанию, заместитель директора по учебной работе;
Дайлидко А.М. – член совета по питанию, фельдшер школы;
Короткова Н.Н. – член совета по питанию, член профсоюзного комитета;
Любянец О.Р. – член совета по питанию, учитель математики;
Койпаш А.Н.. – член совета по питанию, председатель попечительского совета школы;
Библис М. – член совета по питанию, член совета старшеклассников.
Основные направления деятельности Совета но питанию:
за целевым использованием продуктов питания и готовой продукции в соответствии с предварительным заказом;
за соответствием рационов питания согласно утвержденному меню;
за качеством готовой продукции;
за санитарным состоянием пищеблока;
за организацией приема пищи учащихся;
за соблюдением графика работы столовой и буфета